Регистрация кран-манипуляторной установки
Функционал обычного грузового автомобиля можно значительно расширить благодаря монтажу компактной кран-манипуляторной установки, или КМУ. Тогда к опции транспортного средства по перевозке грузов добавляется их погрузка/выгрузка, а также монтаж. Это дает возможность использовать грузовик для более широкого круга работ, а значит, с большей прибыльностью.
Техническое переоснащение грузового автомобиля и документальное оформление КМУ предполагает обязательную регистрацию в государственных органах. Данная статья посвящена правовому аспекту установки манипулятора на автомобиль.
Общие понятия об оборудовании
Кран-манипулятор – это категория оборудования, предназначенного для перемещения габаритных, тяжелых предметов путем их подъема или спуска. Конструкция агрегата довольно сложная; предполагает наличие станины, выносной стрелы (одной или больше), колонны, поворотного механизма, опорного устройства, дополнительных выносных опор и рычагов управления. В основе действия механизма лежат гидравлические процессы.
Переоборудование в манипулятор чаще всего происходит с грузовыми автомобилями. Монтаж крановой установки дает возможность сэкономить на привлечении дополнительной спецтехники для разгрузки, ускорить погрузочные работы, увеличить габариты перевозимых предметов. Это позволяет эксплуатировать переоснащенный грузовик экономически более выгодно.
Поскольку кран-манипуляторная установка является дополнительным оборудованием, которого авто изначально не имело, возникает необходимость фиксации изменений и оформления транспортного средства (ТС) по новой.
Основания для регистрации
Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» представляет крановую установку как компонент, который прямо влияет на безопасность транспортного средства. По умолчанию манипулятор на автомобиле запрещен. Чтобы переоборудованный автомобиль привести в соответствие к требованиям закона и зарегистрировать КМУ, необходимо получить экспертную оценку. Она выдается компетентным органом, которым выступает комиссия при Государственной инспекции безопасности дорожного движения или другая ведомственная организация.
Сама процедура регламентируется ГОСТом 33670-2015. Стоит учитывать, что, оформив один раз ТС повторных процедур проводить не нужно. Действие экспертного заключения и новых документов на авто распространяется на всю территорию Таможенного Союза.
Обращаем Ваше внимание, что с 01 июля 2021 года вступили в силу изменения ГОСТ 33670. Они предполагают определенные ограничения при регистрации установки манипуляторов на грузовые автомобили. Документ запрещает установку крана-манипулятора на грузовые автомобили с правосторонним рулевым управлением. Поставить на учет такой автомобиль вы не сможете. Это ограничение распространяется и на импортируемые из Японии грузовики с кран-манипуляторными установками и правым расположением руля.
Сам процесс постановки на учет после 01.07.2021 стал дороже. Это вызвано требованием фотофиксации всех проведенных изменений и замера характеристик транспортного средства с указанием даты и времени проведения проверки.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 года с 01 февраля 2021 года также вступило в силу требование Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" о необходимости наличия заключения предварительной технической экспертизы транспортного средства в реестре. Отсутствие такого заключения в реестре является предпосылкой для отказа в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Внесение документов в реестр и нестабильная работа последнего увеличили продолжительность процедуры оформления.
Этапы регистрации крана-манипулятора в ГИБДД
Внесению данных в паспортную документацию к транспортному средству предшествует длительная подготовка и сбор предусмотренных законодательством свидетельств, справок. Регистрация КМУ в ГИБДД для личного использования определена вышеуказанным ГОСТом и предполагает выполнение собственником авто нескольких обязательных этапов:
- прохождение экспертизы в специальной лаборатории, получение заключения о возможности переоборудования автомобиля в кран-манипулятор;
- предоставление заключения экспертизы и подача заявления на установку КМУ. Учтите, что при этом нужно также предъявить удостоверение личности владельца автомобиля, паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации;
- получение разрешения на внесение изменений в конструкцию авто;
- проведение монтажа манипулятора на автомобиль в сертифицированном сервисе;
- получение диагностической карты
- фото- и видеофиксация процесса измерения и проверки безопасности конструкции грузового автомобиля (после внесенных модификаций). Вся процедура должна происходить с обязательной фиксацией даты и времени проведения такой проверки. Соответственно, осмотр, замеры и съемка должны происходить в пунктах технического осмотра или на станциях техобслуживания, имеющих все необходимое для этого оборудование;
- оформление в лаборатории протокола технической проверки безопасности грузового автомобиля;
- посещение ГИБДД для осмотра модифицированного ТС и регистрации КМУ.
Когда инспектор технического отдела ГИБДД выдает свидетельство соответствия конструкции ТС и ставит отметку в паспорте автомобиля, процедуру можно считать успешно завершенной. С этого момента автомобиль с установленным краном-манипулятором можно использовать по назначению легально.
Получение заключения экспертов
Регистрация крана-манипулятора начинается с обращения в сертифицированную лабораторию, специалисты которой проводят тщательный осмотр и тестирование автомобиля по различным параметрам. Собственник автомобиля вначале указывает место на ТС, куда планируется монтировать КМУ: на надрамник за кабиной, на задний свес, на полуприцеп, на крышу и так далее. Инспекторы изучают технические способности автомобиля – выдержит ли рама дополнительную нагрузку, не повлечет ли установка КМУ потери баланса или других неприятных, или даже опасных, последствий. На основании осмотра специалистами выдается заключения и рекомендации по модификации – добавление выносных опор, укрепление рамы, шасси и прочее.
Процедуры в ГИБДД
Имея на руках заключение лаборатории, можно подавать заявку на переоборудования. К ней прилагаются также регистрационные документы на авто и паспорт заявителя (либо доверенность от доверителя, удостоверяющая полномочия доверенного лица на представление интересов владельца транспортного средства). После рассмотрения пакета бумаг инспектор выдает разрешение на внесение изменений в конструкцию.
Отказ в разрешении можно получить, если:
- заключение предварительной технической экспертизы транспортного средства отсутствует в реестре заключений предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства;
- документация на получение разрешения предоставлена не в полном объеме, содержит недостоверную информацию или не соответствует требованиям законов РФ;
- заключение нарушает требования безопасности к ТС либо выдано лабораторией, которая не прошла аккредитацию на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 и не включена в единый реестр органов по оценке соответствия ЕЭС;
- переоборудование автомобиля:
- повлечет увеличение разрешенной максимальной массы или изменение базы;
- предполагает установку грузоподъемного оборудования, для которого не была проведена оценка соответствия;
- предполагает замену кузова/кабины/шасси транспортного средства на несоответствующий данной марке кузов/кабину/шасси;
- а также, если сам автомобиль, регистрационные документы на него и/или его номерные знаки находятся в розыске и если на транспортное средство наложен запрет или ограничение на совершение регистрационных действий.
На этом оформление документов на кран-манипулятор завершается и начинаются собственно работы по монтажу заявленного оборудования на заявленное ТС. Во время этих работ необходимо строго соблюдать ГОСТ и рекомендации лаборатории, тогда получение положительного решения не будет иметь препятствий. После осмотра инспектором переоборудованного авто, сопоставления фактического состояния с проектным, выдается ССКТС, а в паспорт автомобиля ставится отметка.
Регистрация манипулятора в Ростехнадзоре
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, как и ГИБДД, является контролирующим органом власти, однако ее полномочия находятся в другой правовой плоскости. Служба отвечает за проведения контроля соблюдения норм закона, в том числе на производственных объектах с использованием манипуляторов.
Ростехнадзор рассматривает краново-манипуляторные установки как объекты повышенной опасности. Поэтому КМУ должны проходить регистрацию в местных органах службы.
Какие КМУ подлежат регистрации в Ростехнадзоре? Эта процедура обязательна для всех видов автомобильных КМУ, используемых в производственных и коммерческих целях. Исключения касаются только трёх категорий. Первая – учебные агрегаты, вторая – стационарные краны на фундаменте и третья – установленные на различные транспортные средства КМУ грузоподъемностью до 1000 кг и с грузовым моментом до 4 тонн на метр.
Регистрация КМУ в Ростехнадзоре проводится по письменному заявлению владельца при наличии технического паспорта на транспортное средство, сертификата соответствия, правоустанавливающих документов на ТС.
Для реализации надлежащих обязанностей работники службы руководствуются Федеральным законом №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года, Приказ Ростехнадзора №461 от 26.11.2020 года «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 года № 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Регистрацию проходят как предприятия (независимо от формы собственности), так и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности КМУ.
Ответственность за нарушения
Если манипулятор не вписан в ПТС или установлен с нарушением регламента или государственного стандарта, владельцу за управление таким устройством грозит административная ответственность в виде штрафа (ст. 12.1 КоАП) в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном выявлении подобного нарушения – 5 тис. рублей либо лишение прав на ТС.
Отсутствие регистрации в Ростехнадзоре обойдется гражданскому лицу штрафом в размере от 2 до 3 тис. рублей, для должностных лиц его размер составит от 20 до 30 тис. рублей, а компания будет обязана оплатить от 200 до 300 тис. рублей.
Инспектор ГИБДД также выдает предписание на устранение нарушения в течение 10 дней. Если владелец транспортного средства с краном не выполняет требования, то авто будет снято с учета и определено на штраф-площадку. Поэтому лучше сразу узаконить крановую установку, а не рисковать своим имуществом и безопасностью окружающих.
Редакция статьи от 09.04.2024 г.