Поставка запчастей для кран-манипуляторов
Наш телефон:
График работы:
с 9:00 до 18:00

Внутренние и внешние болты ОПУ: особенности, назначение, правила монтажа

Главная \ Полезные статьи \ Болты ОПУ - внутренние и наружные: что важно знать при замене и установке
Болты ОПУ - внутренние и наружные: что важно знать при замене и установке

Введение

Опорно-поворотный подшипник (ОПП) — ключевой узел в конструкции техники с поворотной колонной: краново-манипуляторных установок, автокранов, экскаваторов и т.д. Он обеспечивает плавное вращение поворотной части машины. Но чтобы ОПУ работал корректно и безопасно, необходимо его надёжное крепление к базовым элементам конструкции: с одной стороны к колонне, с другой — к основанию (станине).

Для соединения перечисленных выше частей используются специальные болты. Болты крепления ОПП делятся на внутренние и внешние. Несмотря на кажущуюся схожесть, они отличаются по месту установки, рабочим нагрузкам, требованиям к монтажу. Неправильная установка или некачественный контроль за состоянием этих креплений может привести к серьёзным поломкам, вплоть до аварийных ситуаций.

В этой статье мы рассмотрим, в чём разница между внутренними и внешними болтами ОПП, для чего они нужны, как их правильно устанавливать и обслуживать.

Общее назначение болтов крепления ОПП

Болты крепления опорно-поворотного подшипника выполняют важнейшую роль — они соединяют поворотную часть техники с её основанием. Через это соединение передаются все эксплуатационные нагрузки, включая:

  • радиальные (от веса стрелы и груза),
  • осевые (от нажатия колонны сверху),
  • моментные (при вращении и остановке поворотной платформы).

ОПУ Качественно затянутые и правильно подобранные крепежи обеспечивают:

  • жёсткую фиксацию ОПП без люфтов и смещений;
  • надёжную работу поворотного механизма даже при высоких нагрузках;
  • долговечность подшипника, предотвращая неравномерный износ и перекосы;
  • безопасность оператора и сохранность груза во время работы.

Обычно болты поставляются вместе с ОПП либо подбираются согласно технической документации. При ремонте или замене опорно-поворотного круга важно использовать только оригинальные или сертифицированные крепёжные элементы, соответствующие по прочности, длине и шагу резьбы.

Внутренние болты ОПУ: назначение и особенности

Внутренние болты опорно-поворотного устройства — это крепёжные элементы, с помощью которых опорно-поворотный подшипник соединяется с нижней частью конструкции — со станиной или поворотной платформой. Эти болты устанавливаются через внутренний (по диаметру) фланец ОПП и вкручиваются в подготовленные отверстия на станине. Таким образом, они фиксируют подшипник снизу и обеспечивают его неподвижность относительно основания машины.

Внутренние болты ОПУ обеспечивают жёсткую посадку подшипника на раме техники. В то же самое время они принимают на себя значительную часть вертикальной и радиальной нагрузки, предотвращая одновременно смещение опорно-поворотного устройства в горизонтальной плоскости при поворотах и вибрации.

К такого вида крепежным элементам предъявляется ряд требований:

  • Болты должны быть изготовлены из высокопрочной стали (обычно класс прочности не ниже 10.9).
  • Необходима точная установка с контролем момента затяжки — как правило, с применением динамометрического ключа.
  • Перед монтажом рекомендуется использовать резьбовой фиксатор или гроверы, чтобы предотвратить самооткручивание в условиях вибрации.
  • После первых 10-20 часов работы необходимо провести доводку (доподтяжку) болтов, поскольку возможна просадка соединения.

Если вы собираетесь монтировать ОПП самостоятельно, постарайтесь учесть ряд моментов, чтобы избежать ошибок монтажа:

  • Используйте болты с характеристиками, рекомендованными производителем техники. Обращайте особое внимание на длину и прочность соединительных элементов.
  • Контролируйте равномерность затяжки, игнорирование данного момента может привести к перекосу ОПП.
  • Не пренебрегайте повторной подтяжкой после обкатки машины. Она позволит устранить ослабление крепления и избежать возникновения люфта ОПУ.

Внешние болты ОПУ: функции и отличия от внутренних

Болты крепления ОПП Внешние болты крепления опорно-поворотного подшипника (ОПП) служат для фиксации верхней части подшипника — колонны КМУ. В отличие от внутренних крепежей, они проходят через наружный фланец опорно-поворотного круга, т.е. закрепляют наружный диаметр подшипника. Они соединяют опорно-поворотный круг с поворотной частью техники, т.е. элементом, который, собственно, вращается относительно основания.

Наружные крепежи ОПУ передают крутящий момент от гидромотора к колонне; обеспечивают стабильную работу механизма вращения, а также поддерживают соосность при нагрузках при поворотах и наклонах.

Чем внешние болты ОПУ отличаются от внутренних

  • Часто подвергаются более выраженному динамическому (периодическому) крутящему моменту;
  • Могут иметь дополнительную защиту от влаги, пыли или механических повреждений;
  • Визуально доступны для осмотра и профилактики чаще, чем внутренние болты.

Особенности монтажа опорного круга КМУ предполагает наличие у наружных болтов высокой прочности (ее показатель должен быть не ниже 10.9) и равномерной затяжки по кругу (чтобы избежать перекосов ОПУ). Такие крепежные элементы могут дополнительно закрепляться защитными шайбами или втулками.

Все производители рекомендуют проводить регулярную проверку затяжки болтов ОПУ, особенно в условиях интенсивной эксплуатации краново-манипуляторной установки.

Специалисты по ремонту ОПП/ОПУ отмечают наиболее распространённые проблемы, связанные с опорными болтами. Это:

  1. Ослабление крепежа из-за вибраций;
  2. Износ резьбы при неоднократном демонтаже без замены болтов;
  3. Коррозия, особенно при работе в агрессивной среде.

Основные ошибки при установке болтов крепления ОПУ и как их избежать

Правильная установка крепежных элементов критически важна для безопасной и надежной работы опорно-поворотного подшипника. Нарушения или ошибки монтажа могут привести к перекосам, износу или даже к поломке подшипника, что, в свою очередь, может привести к аварийной ситуации на производстве.

Наиболее распространённые ошибки, отмечаемые нашими специалистами:

  1. Неравномерная затяжка болтов
    • Болты затягиваются без соблюдения схемы крест-накрест, что вызывает перекос опорно-поворотного устройства и неравномерное распределение нагрузки.
  2. Использование болтов неподходящего класса прочности
    • Например, применение крепежей класса 8.8 вместо требуемых 10.9 или 12.9 приводит к их растяжению, ослаблению соединения и возникновению люфта ОПУ.
  3. Отсутствие повторной протяжки
    • После первых часов работы новой или обслуженной установки болты могут «просесть» — без повторной протяжки соединение ослабевает и ведет в последующем к возникновению люфта ОПП.
  4. Установка старых болтов повторно
    • Многократное использование одних и тех же крепежных элементов может привести к усталостному разрушению их резьбы или тел.
  5. Игнорирование применения фиксирующих элементов
    • Отказ от гроверов, стопорных шайб, резьбовых фиксаторов или контргаек повышает риск самопроизвольного отвинчивания болтов поворотного круга КМУ.
  6. Несоблюдение момента затяжки
    • Затяжка «на глаз» вместо использования динамометрического ключа чревата как недостаточным, так и чрезмерным усилием, что ведет к поломкам опорно-поворотного подшипника КМУ.
  7. Плохая очистка и подготовка посадочной поверхности
    • Грязь, коррозия или остатки герметика мешают плотному прилеганию, из-за чего крепежи испытывают неравномерные нагрузки, что ведет к преждевременному разрушению резьбы или тел самих крепежных элементов.

Рекомендации по замене и обслуживанию болтов крепления ОПУ

Чтобы обеспечить надёжную и длительную работу опорно-поворотного подшипника, важно не только правильно установить болты, но и регулярно проводить их техническое обслуживание и при необходимости — замену.

Болт ОПУ КМУ

Когда требуется замена крепежных болтов ОПП:

  • При видимых признаках износа: потёртости, коррозия, трещины, растянутые резьбы.
  • После разборки узла — особенно если болты уже подвергались нагрузкам.
  • При плановом капитальном ремонте поворотного механизма.
  • Если болты не соответствуют рекомендуемому классу прочности.

Регламент обслуживания:

  • Визуальный осмотр болтов и фланцев при каждом техническом обслуживании.
  • Проверка момента затяжки динамометрическим ключом через определённые интервалы (устанавливаются производителем или практикой).
  • Повторная протяжка новых болтов через 8-10 часов работы после установки.
  • Очистка резьбы и посадочных мест перед монтажом.
  • Использование смазки или резьбового фиксатора в зависимости от рекомендаций производителя.

Запасные болты:

  • Храните комплект качественных запасных крепежных элементов, соответствующих оригинальным по классу прочности, диаметру и длине.
  • Используйте только болты с полной маркировкой (например, 10.9 или 12.9 на головке) от проверенных производителей.

Выводы и практические советы

Внутренние и внешние болты крепления опорно-поворотного подшипника играют ключевую роль в надёжной и безопасной работе крана-манипулятора. Правильный подбор, установка, а также своевременное техническое обслуживание этих крепёжных элементов напрямую влияют на срок службы всей поворотной системы краново-манипуляторной установки.

  1. Внутренние и внешние болты ОПУ отличаются по месту установки и нагрузке, которую они воспринимают.
  2. Важно использовать только крепежи соответствующего класса прочности и размеров, рекомендованных производителем.
  3. Недопустимы повторное использование повреждённых болтов, перетяжка или слабая затяжка.
  4. Регулярная проверка момента затяжки и состояния крепления помогает избежать критических поломок в поворотном узле.

Совет от практиков: при малейших признаках ослабления болтов или перекоса подшипника — не затягивайте с диагностикой. Поломка опорно-поворотного устройства является одной из самых дорогих и трудоёмких в ремонте. Регулярный осмотр и техническое обслуживание опорно-поворотных устройств имеют решающее значение для обеспечения их надлежащей работы и безопасности

Остались вопросы? Свяжитесь с нами!

Просто оставьте Ваши данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Телефон:
Адрес:
г. Пермь, ул. Дружбы, дом 34, литер Б, офис 37
Телефон: