Опорно-поворотным устройством или ОПУ выступает механизм, входящий в состав крана или экскаватора и связывающий две части грузоподъемного агрегата.
Неподвижный узел смонтирован на ходовой части, а поворотный на внешнем подвижном кольце. Передачу крутящего момент выполняется зубчатым редуктором. Узел несколько шестерней с разным передаточным числом или червячной передачей. В зависимости от модификации задействовано внешнее или внутреннее кольцо.
В каталоге КранАвтоЗапчасть вы можете купить опорно-поворотные устройства и другие запчасти для КМУ марок:
Конструкция опорно-поворотных устройств
Конструкция опорно-поворотного устройства включает до трех передаточных пар, состоящих как из зубчатых колес, так и из червячных наборов. Кольцевые механизмы имеют зубья изнутри или снаружи, которыми входят в сцепку с ответными элементами ОПУ. Для смягчения вращения применяют компоненты из пластика. Крепеж деталей оборудования и неподвижных элементов выполнен через монтажные отверстия.
Основные элементы
Опорно-поворотное устройство ОПУ включает три ключевые детали. К ним относятся:
- Внутреннее и внешнее кольца. Это радиальные детали, оснащенные зубчатыми венцами изнутри или снаружи в зависимости от модификации устройства. В кольцах изготовлены отверстия с резьбой для монтажа компонентов. Их размер и количество зависит от габаритов прикрепляемых функциональных узлов. В конструкции имеется два кольца. Одно смонтировано неподвижно, второе вращается свободно.
- Катящиеся тела (шары или ролики). Для обеспечения плавного вращения механизмов между кольцами расположены шары или ролики. Они обеспечивают центрирование компонентов и уменьшают трение между деталями. Для стабильной работы все подвижные механизмы покрыты консистентной смазкой. Для ее заправки предусмотрены соответствующие обслуживающие отверстия.
- Уплотнительные элементы. Роликовое опорно-поворотное устройство или модель с шариковыми подшипниками снабжены уплотнениями из пластика. В процессе работы механизмов эти детали изнашиваются и требуют замену после длительной эксплуатации.
- Для защиты передачи агрегата от внешней неблагоприятной среды в составе оборудования предусмотрен прочный корпус, обычно изготовленный из чугуна. Для защиты внутренних частей оборудования от песка и влаги в устройстве предусмотрены уплотнительные элементы.
Типы ОПУ по конструкции
В кранах, экскаваторах и другой технике применяют два типа опорно-поворотных устройств:
- Шариковые. Это радиально-упорный подшипник двухрядного типа. Имеет сепараторы, расположенные между кольцами. Центрирования положения колец выполняется посредством специального технологического выступа на шестернях.
- Роликовые. В таком подшипнике использованы 2 ряда роликов, расположенных перпендикулярно. Одни лежат и образуют опору, а другие стоят, центрируя положение обойм. Этот тип ОПУ способен выдерживать более высокие нагрузки, чем с шариками, поэтому применяют их мощных производительных видах спецтехники с большими нагрузками. Приводится в действие такая переда электродвигателем.
В нашем магазине можно купить опорно-поворотное устройство с любым типом подшипника. Учитывайте величину допустимой нагрузки механизма.
По количеству рядов
Кроме вида тел качения, опорно-поворотное устройство по ГОСТ выпускают трех типов по количеству рядов тел качения:
- Однорядные. Ролики или шарики уложены в один ряд, а подшипник рассчитан на один вид нагрузок.
- Двухрядные. Узел выдерживает опорные и вырывающие нагрузки в двух плоскостях одновременно.
- Трехрядные. Усиленные механизмы, работающие в условиях сверхбольших нагрузок. Оси тел качения расположены перпендикулярно и под вертикальными углами, равными 30 и 60°.
Сферы применения опорно-поворотных устройств
Разные виды опорно-поворотных устройств применяют в спецтехнике и стационарном оборудовании с поворотными силовыми элементами:
- КМУ;
- автокраны;
- башенные краны;
- портальные краны;
- строительная техника;
- погрузочно-разгрузочное оборудование.
Преимущества качественных опорно-поворотных устройств
Мы представляем надежные ОПУ, которые наделяют оборудование следующими качествами:
- Повышение безопасности работы крана. Роликовые многорядные механизмы более устойчивы к нагрузкам опорного и разрывного типа.
- Увеличение срока службы оборудования. Опорные подшипники в конструкции ОПУ продлевают работу, так как центрируют положение механизмов узлов и распределяют нагрузку по всей поверхности.
- Снижение издержек на обслуживание и ремонт. Цена опорно-поворотного устройства высокая, поэтому заказывать нужно механизмы популярных брендов. Оборудование с правильной смазкой будет работать долго и не требовать денег на ремонт.
Особенности эксплуатации и обслуживания ОПУ
Срок службы опорно-поворотного устройства с червячным приводом зависит от нагрузки и ответственности ремонтного персонала. Важно правильно установить деталь, вовремя проводить смазку и регулировку зазора.
Правила монтажа и демонтажа
Установку шарикоподшипникового или роликового узла выполняют сначала на неподвижную основу. Используют болты с мелким шагом резьбы, равномерно с одинаковым крутящим моментом, затягивая диагонально. Применяют болты М20 с классом прочности 12,9. Момент затяжки должен быть 0,5 кНм.
Требования к смазочным материалам
При ремонте опорно-поворотного устройства и производстве закладывает литиевую смазку. Это густой консистентный состав на основе оксида лития. Наносится равномерно по всей трущейся поверхности рабочих колец. Маркировка указывается производителем в техническом паспорте на изделие.
Регулярные проверки и техническое обслуживание
Правильно сконструированное устройство опорно-поворотного механизма работает без сбоев не менее 7 лет при условии своевременного технического обслуживания. Первое выполняется через 100 часов работы и заключается в подтяжке болтов натяга. Далее, повторяют операцию через каждые 500 часов.
Типичные неисправности и методы их устранения
Любое опорно-поворотное устройство манипулятора подвергается сильному износу и текущим поломкам. Регламентное обслуживание помогает снизить частоту проблем и степень их сложности.
Признаки износа и повреждений:
- Возникновение постороннего шума в процессе работы. Этот дефект возникает из-за недостаточной смазки или попадания песка.
- Клин в одном положении. Наличие посторонних объектов в узел приводит к такому дефекту. Также возможно повреждения всех или части зубьев, попадание камней, песка и других предметов в зубчатые передачи.
- Неисправность редуктора поворота из-за перегрузки или значительного люфта в шестернях, который в 75% случаев возникает из-за езды по неровным дорогом, вызывающей колебания стрелы.
- Разрыв и растягивание болтов крепления колонны, приводящее к глобальной поломке всей конструкции манипулятора.
- Повреждение подшипника вала-шестерни в устройстве редуктора поворота.
Рекомендации по ремонту и замене
Перед установкой нового или рабочего опорно-поворотного устройства червячного или другого типа, сначала нужно тщательно очистить поверхность от посторонних загрязнений. Нанести смазку на всю рабочую поверхность, болты и гайки. Выполнять затяжку динамометрическим ключом, постепенно увеличивая момент до 0,5 кНм.
Советы по выбору опорно-поворотного устройства
В каталоге опорно-поворотных устройств продаются модели для всех модификаций автокранов, экскаваторов, автовышек и манипуляторов. Нужно обращать внимание на предельную нагрузку, размер и тип платформы. Для работы в условиях сильных заморозков сразу рекомендуется выполнить замену смазки на морозостойкую. Наш консультант ознакомит с характеристиками, видами и типами платформ для монтажа.