Пункт 2.9.5 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» ПБ 10-257-98, утвержденных Госгортехнадзором РФ 31 декабря 1998 года, требует, чтобы каждая машина имела ограничитель грузоподъемности крана или грузового момента. Предусматривается автоматическая остановка приводов, изменяющих вылет стрелы, и отключение механизма подъема груза, если грузовой момент превысит максимально допустимый. После выключения приводов должна быть возможность снять нагрузку со стрелы, опустив объект, или уменьшить вылет стрелы для снижения грузового момента.
К чему приведет нарушение правил ПБ 10-257-98
Перегруз стрелы КМУ может вызвать ее немедленное разрушение. Даже если внешних признаков сразу не видно – это еще не значит, что не образовалось небольшое повреждение, которое может проявиться позже. В совершенно неподходящее время подъем груза с допустимой массой вызовет выход манипулятора из строя.
Лишняя нагрузка часто становится причиной повреждения, обрываются тросы и канаты. Ломаются лебедки подъемников и крюки. Трещины и напряжения, образующиеся в конструкционных элементах крана, вызывают отказ оборудования. А иногда случаются происшествия, опасные для жизни. Поэтому государственный технический надзор тщательно следит за соблюдением требований, записанных в Правилах.
Назначение ограничителя грузоподъемности
Практически все известные производители оснащают свои кран-манипуляторные установки защитными приспособлениями. Это оборудование различается по конструкции, но все модификации объединяет характерная особенность. Она заключается в том, что срабатывание защиты должно происходить тогда, когда масса поднимаемого объекта превышает максимальную массу для данного вылета стрелы. Это позволяет избежать разрушения элементов конструкции, помогает остановить падение груза или предотвращает опрокидывание всей машины.
Правилами точно установлено наибольшее превышение в процентах, на которое поднимаемый объект может быть тяжелее максимальной массы, указанной в документации крана. Для подъемников мостового типа допускается превышение веса на 25 процентов и меньше. Полноповоротные портальные краны могут поднимать объекты, вес которых не более чем на 15 процентов выше максимально допустимого.
В редакции документа от 2003 года говорится, что для кран-манипуляторной установки превышение не может составлять значение, большее 10%. Кран-манипуляторы менее прочны и не такие устойчивые, как другие машины. Это плата за возможность быстро передвигаться на большие расстояния. Поэтому все отечественные производители уже давно внесли соответствующие изменения и все современные модели последние двадцать лет удовлетворяют условию 10 процентов.
Регламентируется также погрешность срабатывания, которая находится в пределах 2-3 процентов. В процессе подъема груза возможны рывки при старте привода, и повороте стрелы. Это может вызвать ложные срабатывания и небольшая задержка меньше одной секунды обеспечит надежную работу блока. Поэтому, еще одним условием, которое обязательно учитывается производителями техники, является способность игнорировать кратковременные перегрузки. Различные изготовители задают разную задержку срабатывания ограничителя, так как она должна учитывать характеристики кранового манипулятора. Чаще всего ее значение находится в пределах от 0,3 до 0,8 секунды.
Общее устройство ограничителя грузоподъемности
Ограничитель грузового момента предназначен, прежде всего, для блокирования увеличения нагрузки, если возникает риск достижения предела прочности, определяемого техническими условиями, разработанными для каждого конкретного КМУ. Это не только обеспечивает безаварийную работу, но и уменьшает износ деталей, продлевая узлу срок службы.
Конструкция подавляющего большинства моделей ограничителей включает два основных блока:
- датчик усилия;
- защитное отключающее устройство, оснащенное механизмом, снимающим нагрузку со стрелы.
Если машина оборудована по всем правилам, то попытка поднять объект, более тяжелый, чем это разрешено в документации, приводит к немедленной остановке всех подъемных приводов. Отключается механизм регулировки положения стрелы, и обеспечивается возможность немедленного возвращения к предыдущему состоянию. Груз опускается или срабатывают дополнительные страхующие приспособления. К таким системам предъявляются не менее строгие требования, чем к самому ограничителю. Их отказ или блокировка в случае перегрузки может привести к серьезной аварии с непредсказуемыми последствиями.
Принцип работы ограничителя грузоподъемности
Производители крановых установок устанавливают на свою технику преимущественно ограничители грузоподъемности кранов следующих четырех разновидностей:
- механические;
- электромеханические;
- гидравлические;
- комбинированные, механико-гидравлические
Самое большое распространение получили механические и электромеханические узлы. Простота конструкции первой разновидности является основной причиной ее применения. Вторая привлекает внимание конструкторов своими возможностями, которые можно использовать для автоматизации всех процессов.
Механический ограничитель
Приспособление не имеет в конструкции элементов электрических цепей. Датчик прибора механического типа представляет собой пружину или груз, уравновешивающий поднимаемый вес.
Если масса объекта больше допустимой, то он создает усилие, которое перевешивает силу, создаваемую компенсирующим элементом. Вследствие этого происходит нажатие на концевой выключатель, разъединяющий цепи питания приводов. Механические узлы допускается устанавливать без оборудования их исполнительным механизмом, отключающим приводы. В этом случае должна быть предусмотрена автоматическая подача звукового сигнала.
Электромеханический
Устройства электромеханического типа массово применяются ввиду своей универсальности и способности обеспечить не только отключение моторов, но и опускание объекта для снятия нагрузки со стрелы. Каким же способом это устройство определяет, что поднимаемый вес выше допустимого и заставляет сработать ограничитель грузоподъемности? Грузового момента, превышающего максимально допустимый на 10 и более процентов, помогает избежать электрическая схема, которая анализирует сигналы, поступающие со специальных датчиков.
В электромеханическом ограничителе механическое усилие, создаваемое грузом, преобразуется в электрический сигнал с характеристиками, соответствующими грузовому моменту. При достижении определенных параметров сигнала происходит срабатывание электронной схемы, которая дальше совершает управляющие воздействия на исполнительный механизм – отключает приводы, задействует тормоз, а также опускает поднятый объект, полностью или частично снимая нагрузку с манипулятора.
Прибор данного типа с помощью датчиков давления способен контролировать множество параметров. Есть возможность записывать показания датчиков и другую важную информацию. При аварийной ситуации или поломке кран-манипуляторой установки это позволит изучить сохраненные данные и выяснить причину произошедшего. Можно вести журнал, который своевременно подскажет, когда лучше выполнить ремонт.
Гидравлический
В кранах с гидроприводом часто применяют гидравлические ограничители. В них используется повышение давления в напорной магистрали. Система оснащена предохранительным клапаном, который открывается при превышении давления – оно является показателем перегрузки, выше максимально допустимой. Через открытый клапан происходит слив гидравлической жидкости. Это может продолжаться до нормализации давления или до полного опускания объекта на поверхность.
Техническое освидетельствование
Датчик ограничителя грузоподъемности, независимо от его типа, необходимо регулярно освидетельствовать способом, который указан в документации производителя. Такие действия помогают поддерживать должный уровень безопасности. Для ее проведения принимается комплекс мер, которые помогут получить достоверные данные о степени исправности защитного модуля. По результатам принимается решение о продолжении его использования, настройке или замене – если проверка показала, что прибор вышел из строя.
Способы освидетельствования и максимальные периоды времени между ними определяются производителем и указаны в технической документации к крановой установке. Обычно применяются два метода – используется груз с точно определенным весом и динамические испытания.
Что мы предлагаем
ООО «КранАвтоЗапчасть» поставляет любые запасные части и узлы для крановых манипуляторов корейского и японского производства. Компания продает запчасти следующих фирм-изготовителей:
В распоряжении ООО «КранАвтоЗапчасть» оригиналы, выпущенные брендами. Все узлы и детали сертифицированы. Стандарты производителей точно выдержаны.
Менеджеры компании предоставят консультации по интересующим вопросам, помогут оформить покупку товара и расскажут об обслуживании. ООО «КранАвтоЗапчасть» – это качественное обслуживание покупателя, программа лояльности для постоянных клиентов и доставка в любой город страны.