Гидравлическая система – один из важнейших элементов краново-манипуляторной установки. Гидравлика не только обеспечивает передачу энергии к рабочим органам машины, но позволяет им двигаться плавно и точно. Исправность системы определяет продуктивность и безопасность работы КМУ. Регулярная диагностика помогает своевременно выявить неисправности, избежать внезапных серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. В этой статье рассмотрим, какие признаки сигнализируют о появлении проблем в гидросистеме, как провести проверку самостоятельно, что делать при обнаружении поломки.
Проявление поломок в гидравлике крана-манипулятора
Гидравлическая система обеспечивает функционирование рабочих органов КМУ. Именно она обеспечивает движение стрелы, выдвижение секций, работу опор или навесного оборудования.
Неисправности гидравлики краново-манипуляторных установок можно условно поделить на 2 типа:
- Незаметные, те, которые явным образом, одномоментно не влияют на функционирование рабочих органов (например, износ компонентов, загустение масла, мелкие подтекания через манжеты и сальники),
- Критические поломки, которые сразу ограничивают функциональность КМУ — вызывают опускание стрелы, нарушают выдвижение секций, препятствуют повороту колонны.
Признаками наличия проблем с гидравликой КМУ является:
- замедленная или рывковая работа стрелы, секций (особенно под нагрузкой);
- заметное снижение скорости всех операций, особенно при подъеме груза;
- самопроизвольное опускание/”проседание” стрелы во время работы с грузом;
- перегрев или вспенивание гидравлической жидкости;
- появление посторонних звуков во время погрузочно-разгрузочных работ: скрежета, свиста, стука или возникновение нехарактерных вибраций во время функционирования машины;
- Появление подтеканий в местах соединения РВД, около гидравлических уплотнений, на корпусах цилиндров, распределителей.
Виды неисправностей гидросистемы краново-манипуляторных установок
Гидравлическая система может выйти из строя по разным причинам. Часто встречаются такие поломки:
- Механические повреждения – износ РВД, прокладок, гидравлических уплотнителей, появление трещин в гидроцилиндрах.
- Проблемы с давлением возникают из-за засорения фильтров, неисправности насоса, дефектов перепускного клапана, неправильной настройки гидрораспределителя.
- Загрязнение рабочей жидкости из-за попадания воды, грязи, металлического абразива в гидросистему.
- Кавитация и аэрация.
Важно отметить, что некачественный ремонт, а также ошибки монтажа (например, установка неоригинальных деталей, отсутствие промывки системы после ремонта, неправильная сборка) могут вызвать повторные поломки КМУ.
Как провести проверку гидравлической системы крана-манипулятора
В случае появления сбоев в работе установки нужно остановить работу. Машину с опущенной стрелой и навесными элементами (крюком, грейфером и т.д.) следует разместить на ровной поверхности. Двигатель нужно отключить, а давление в системе сбросить. Перед проведением проверки убедитесь, что элементы гидравлической системы остыли, иначе не обойтись без ожогов.
Чтобы провести диагностику гидросистемы КМУ самостоятельно, следует:
- Провести визуальный осмотр: проверить состояние шлангов, клапанов, соединений, прокладок, гидравлических уплотнителей, а также цилиндров – на наличие утечек рабочей жидкости.
- Оценить уровень и состояние гидравлической жидкости – она должна быть прозрачной, без пузырьков воздуха, примесей, осадка.
- Проверить давление в системе – с помощью манометра нужно измерить давление в рабочем контуре и сравнить с номинальными значениями.
- При недостаточном давлении проверить исправность гидравлического насоса.
- Оценить состояние фильтров – при засорении фильтроэлементов работа гидросистемы может ухудшиться.
Типичные поломки гидравлики крана-манипулятора и как их исправлять
Рассмотрим несколько наиболее распространенных проблемы гидравлики КМУ:
- Утечки масла. Данная проблема возникает при неплотном соединении элементов или износе гидравлических уплотнений. В случае протекания рабочей жидкости (это проявляется в местах соединения шлангов, резьбовых соединений) необходимо внимательно проверить соединение и либо сильнее затянуть соединение ключом, либо заменить поврежденные шланги, уплотнения или фитинги.
- Вспенивание гидравлической жидкости. Причин для появления пузырьков воздуха в масле существует несколько:
- подсос избыточного воздуха в систему в процессе работы гидронасоса. Причиной этого может быть снова-таки износ уплотнителей или низкий/слишком высокий уровень залитой рабочей жидкости в масляном баке. Проверяем сальники, манжеты, шланги; уровень масла проверяем щупом. Далее либо меняем гидроуплотнители, либо доводим уровень жидкости до рекомендуемого производителем установки. Также причиной может быть износ насоса или гидроцилиндров. Тогда проблема не решается заурядно. Стоит обратиться к специалистам по ремонту/обслуживанию КМУ и, возможно, произвести замену износившихся узлов или механизмов.
- загрязнение гидросистемы пылью, абразивом, водным конденсатом. Смешивание масла с грязью и капельками воды вызывает появление пены. Проблема решается полной заменой гидравлической жидкости и промывкой фильтров (при сильных загрязнениях стоит фильтры заменить);
- вспенивание происходит по причине смешивание несовместимых масел. Частая ошибка — доливка масла другой марки. Решением проблемы будет только полная замена масла в системе КМУ;
- отделение противопенных присадок. В маслах после длительного хранения происходит отделение специальных присадок и оседание их на дне емкостей. Поэтому долго хранящиеся масла стоит время от времени встряхивать и тщательно перемешивать. Можно также покупать присадки отдельно и добавлять их в гидравлическую жидкость при необходимости.
- Потеря давления. Результатом падения давления в гидравлической системе краново-манипуляторной установки является снижение производительности. Для диагностики неполадок нужно проверить состояние насоса, клапанов, уровень жидкости. Причин потери давления может быть несколько:
- внутренние протечки гидронасоса из-за износа его деталей. Для выявления такого рода проблем нужна проверка работы гидронасоса в состоянии покоя и под нагрузкой. При значительном износе деталей насоса стоит подумать о его замене.
- наружные протечки гидронасоса. Выявить их достаточно легко при обычном осмотре корпуса, его уплотнительных элементов.
- протечки гидросистемы. Их наличие можно выявить при тщательном осмотре соединительных элементов и уплотнений гидравлики. Решением проблемы будет замена изношенных или поврежденных шлангов, манжет, прокладок.
- недостаточное удержание давления предохранительным клапаном. Среди причин такого явления стоит выделить загрязнение или износ клапанного седла, поломка пружины клапана, засорение клапана. Перечисленные выше проблемы ведут к неполному закрытию предохранителя и невозможности удерживания необходимой величины давления в системе. Исправить ситуацию можно очисткой деталей от загрязнений, а в случае поломки — их заменой.
- Перегрев гидравлического масла. Возможными причинами повышения температуры жидкости могут быть:
- использование гидронасоса не соответствующего требованиям системы конкретного типа КМУ. В случае, когда задействован мощный насос с характеристиками, превышающими необходимые требования гидравлики, возникает избыточное трение и, как следствие, повышение температуры рабочей жидкости.
- проблема разгрузки гидронасоса в нерабочем состоянии, когда масло продолжает циркулировать, что может вызывать его перегрев. Для выявления проблемы нужно проверить разгрузочное устройство гидронасоса.
- поломка системы отведения тепла. Решить проблему можно наладкой или ремонтом системы охлаждения гидравлики машины.
- Посторонние шумы и дополнительная вибрация могут возникать из-за:
- засорения фильтров. Забитые пилью и абразивом фильтроэлементы ограничивают движение потока масла, чем вызывают появление нехарактерной вибрации, гула. Решением проблемы является проверка фильтров, последующая промывка или замена.
- слабой фиксации гидравлических рукавов. Неплотно закрепленный шланги в процессе работы крана-манипулятора можнт создавать дополнительные шумы и вибрацию. Для выявление проблемы стоит осмотреть РВД, места их соединения и сильнее зафиксировать при недостаточной затяжке.
- отказа обратного клапана гидросистемы КМУ. Наличие это проблемы ведет к появлению гидроударов, которые могут вызвать повреждение гидронасоса или других компонентов системы. Неисправность можно выявить при визуальном осмотре, с одновременным замером давления и оценкой потери жидкости. Устранить проблему можно, во-первых, очистив засоренный клапан; во-вторых, заменив деформированный или поврежденный клапан; в-третьих, проверив уплотнения, заменив при необходимости;
- подсоса воздуха в систему. Осмотрите все соединения всасывающей магистрали, убедитесь в их герметичности. При необходимости сильнее зафиксируйте места соединения, чтобы предотвратить поступление воздушной струи в систему;
- выхода из строя частей гидронасоса. Для диагностики нужно провести оценку состояния муфты (проверить соосность, наличие смазки, оценить деформацию/износ), редуктора, подшипников, уплотнений.
- Резкая потеря скорость при увеличении нагрузки стрелы может быть вызвана:
- настройкой клапанов на низкое давление. Проверьте настройку и при необходимости отрегулируйте ее. Подобные манипуляции требуют достаточного опыта и знаний, может потребоваться обращение в специализированную мастерскую.
- протечками в системе
- Плавное снижение скорости рабочего органа КМУ во время эксплуатации может возникать из-за:
- загрязнения гидравлической жидкости или изменения ее вязкости. Решением в данном случае является полная замена масла;
- засорения фильтров и дросселей. Для возобновления продуктивного функционирования гидросистемы краново-манипуляторной установки нужно тщательно промыть фильтроэлементы/клапаны или заменить их новыми.
Стоит сделать оговорку, что вышеперечисленные причины являются частыми, но их список не является полным. Поскольку гидравлика крана-манипулятора представляет собой взаимосвязанную систему, поломка какого-либо из элементов приводит к разбалансировке, поломке других частей и узлов.