Введение
Работа редуктора невозможна без смазывания его механизмов (трущихся компонентов), независимо от их конструкции. В качестве смазки применяют редукторное масло. Оно уменьшает трение, предупреждает корродирование, деформацию, чрезмерный нагрев деталей рабочих узлов.
В редуктор нельзя лить любую смазку, и неважно, что это мотоблок, автомобиль или дорогой промышленный станок. Чтобы не запутаться в многообразии марок, ответим в статье на вопрос: «Какое масло выбрать?».
Оно используется в коробках передач различных типов (раздаточных, рулевого управления в автомобиле), рабочих узлах редукторов, в промежуточном и ведущим мостах и даже на пищевых производствах.
Расскажем, как правильно выбрать продукт, как его поменять и каким производителям отдать предпочтение при покупке.
Классификация смазок для редуктора
В зависимости от химического состава они бывают минеральные, синтетические и полусинтетические.
Минеральные отличаются нестабильностью вязкости при разных температурах. Синтетические такой проблемы не имеют. Полусинтетические обладают стабильным составом и менее подвержены температурным колебаниям.
Существует две международные системы классификации редукторных (трансмиссионных) жидкостей: SAE и API, в России используют также ГОСТ 17479.2 – 85.
Поскольку классификация по ГОСТу не дает возможности точно определить диапазон рабочей температуры продукта, чаще используют классификацию SAE J306 – разделение на «сезонные» классы.
Сезон | Индекс, значение |
---|---|
Лето | 80, 85, 90, 110, 140, 190, 250 |
Зима | W70, 75, 80, 85 |
Все сезоны | 75W-90, 80W-140 и т.д. |
Классификация API берет за основу основные рабочие характеристики, разделяя жидкости на 7 групп с аббревиатурой GL и МТ. К буквенному обозначению добавляется цифровое – от 1 до 6.
Особенности выбора масла для транспортных средств
Выбор необходимо начать с изучения документации производителя транспортного средства. Если в ней указана информация какое масло выбрать – все просто: подбираем в соответствии с рекомендациями, если нет – производим подбор, основываясь на технических характеристиках.
Выбор по рекомендации производителя
В инструкции, как правило, есть специальный раздел, в котором указано, какую марку и тип рекомендует лить производитель. В ней прописывается артикул, который дублируется на емкости с продуктом.
Самостоятельный выбор
Выбор, какое масло лить в редуктор, можно сделать самостоятельно.
Трансмиссионная «минералка» часто заливается на заводе. Заливать ее нужно часто, но, если автомобиль подержанный – это неплохой вариант поскольку изношенные зубчатые передачи работают на ней лучше. Такая смазка нетребовательна к состоянию сальников.
Смазка с большим ресурсом и хорошим качеством – «синтетика», которая отлично показывает себя в любой сезон, обеспечивая высокую защиту узлов трансмиссии.
Какое масло выбрать среди множества российских и зарубежных марок? Рассмотрим достоинства и недостатки продуктов разных производителей.
Группа API GL-4: Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90 (Германия), ЛУКОЙЛ ТМ-4 75W-90 (Россия).
На первое месте по совокупности всех технических характеристик можно поставить Castrol. Оно обладает прекрасными противоизносными и противозадирными свойствами. Недостатком является плохая переносимость высоких температур.
Среди российских продуктов отлично проявляет себя Лукойл – невысокая цена, отличная износостойкость. Главный недостаток – не подходит для холодного климата.
Группа API GL-5: LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil GL-5 75W-90 (Германия), Газпромнефть GL-5 75W-90 (Россия).
Самое главное достоинство LIQUI MOLY – его можно использовать после минерального масла без промывки редуктора. Основной его недостаток – высокая стоимость.
Продукт от Лукойл прекрасно защищает от износа и содержит значительное количество серы, улучшая противозадирные свойства. Его не рекомендуется применять в северных широтах.
Группа ATF: TOTAL Fluide XLD FE (Франция), Mobil ATF Multi-Vehicle (США).
Большой плюс TOTAL – стабильная вязкость при различных температурах, а также низкая коррозионная активность.
Смазка от Mobil обладает малой кислотностью. К сожалению, при его покупке велик риск нарваться на подделку.
Заключение
Производитель указывает рекомендации по выбору трансмиссионной жидкости в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Трансмиссионные жидкости для транспортных средств имеют специальный артикул, который дублируется на емкости со смазкой.
Классификаций масел для редуктора несколько. Наиболее распространенные – по химическому составу и вязкости.
Если производитель не дает рекомендаций, придерживаются простых принципов по выбору.
Продукт класса GL-5 нужно заливать в редукторы:
- Имеющие гипоидное зацепление шестерен;
- Класс GL-4 используется для «механики».
В средней полосе с умеренными температурами используют летнюю «трансмиссионку» с вязкостью 90 (по SAE). Если используется всесезонная, подбирают продукты с маркировками 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Продукты с индексом 80W; универсальны, а 75W; предназначены для эксплуатации при низких температурах.
Правильный выбор редукторного масла обеспечит долгую работу узлов автомобиля. Поэтому лучше всего отдавать предпочтение маркам с хорошей репутацией и качеством продукции, которое проверено на множестве автомобилей.
Заказать запчасти для кран-манипулятора можно на нашем сайте