Течь гидроцилиндра КМУ: причины и устранение
Современные машины имеют большую мощность при сравнительно небольших размерах. Это заслуга установки гидроприводов, которые превосходят другие типы силовых элементов. Такие механизмы просты в обслуживании, долговечны, выносливы к разным условиям эксплуатации.
На кранах-манипуляторах установлен, как минимум, один гидроцилиндр подъёма стрелы, но бывают установки, полностью работающие на гидравлике.
Гидроцилиндры бывают одностороннего и двустороннего действия. Эти категории делаться на другие. На кранах- манипуляторах также устанавливаются телескопические, например, для поднятия стрелы.У телескопических КМУ, вероятность столкнуться с этой проблемой выше, так как манжетные уплотнения установлены на всех секциях.
Гидроцилиндры КМУ, как и у другой техники, изнашиваются и ломаются. Наиболее распространенными проблемами гидроцилиндра являются:
- течь жидкости по штоку через манжеты;
- перепускание;
- механические повреждения;
- отсутствие смазки на шарнирах (изгибающая нагрузка штока быстро изнашивает детали).
Причины выхода из строя гидравлического цилиндра
- Основная причина неисправности гидравлического цилиндра - естественный износ, когда стираются уплотнения. Резиновые манжеты, кроме изнашивания, со временем твердеют (в простонародье «дубеют»). При этом течи возникают в разных местах. Например, в месте подсоединения РВД или фланцевом соединении.
- Загрязненная рабочая жидкость. Абразивные частички изнашивают грязесъёмную манжету (пыльник), уплотнения и сам шток.
- Повреждения штока. Зазубрины, царапины, изгибы или другие дефекты на штоке разрушают уплотнения и провоцируют течь масла по штоку. В таком случае, при ремонте, кроме замены уплотнений, нужно заменять и шток.
- Повреждение корпуса гидроцилиндра или внутренних деталей : трещины, вмятины или деформации гильзы или других элементов цилиндра нарушают герметичность и вызывают течь. В таком случае важно провести полную диагностику этого узла. Например, при задирах на его внутренней поверхности дешевле будет купить новый гидравлический цилиндр, чем ремонтировать старый.
- Заправка маслом, не соответствующим рекомендации производителя. Использование гидравлической жидкости неподходящей марки или вязкости может вызвать поломку гидравлической системы.
- Течь масла также может быть связана с повышением давления в системе из-за неисправности предохранительного клапана. Признаком данной проблемы будет «выбивание» масла через уплотнения цилиндра.
- Неплотное прилегание резьбовых соединений и штуцеров. Может быть вызвано ослаблением гаек, наличием трещины в фитинге либо некачественной установкой шлангов.
- Также течь масла может возникать вследствие неправильной эксплуатации КМУ: при работе с перегрузом, из-за нарушения графика регламентной замены масла и фильтров и при длительной стоянке манипулятора без консервации.
Перечисленные проблемы, кроме расхода гидравлического масла, содействуют попаданию посторонних частиц в гидравлическую систему и загрязнению рабочей жидкости. В итоге может встать вопрос о необходимости дорогого ремонта КМУ.
Ниже оставляем быструю шпаргалку для оператора или механика с симптомами, вероятными причинами и вариантами действия.
Шпаргалка для диагностики течи цилиндра КМУ
| Симптом | Возможная причина | Что делать |
|---|---|---|
| Подтёки вокруг штока | Износ манжет, трещины пыльника | Заменить ремкомплект уплотнений; проверить посадочные поверхности и шток. |
| Масло капает при выдвижении штока | Задиры или коррозия на штоке | Отшлифовать зеркало/шток (при неглубоких дефектах) или заменить шток; заменить уплотнения. |
| Масло просачивается по корпусу цилиндра | Повреждение зеркала гильзы (царапины, кавитация) | Ремонт гильзы (восстановление зеркала) или замена цилиндра. |
| Масло сочится из резьбовых соединений | Ослабло соединение или трещина в штуцере | Подтянуть резьбовые соединения; при дефекте — заменить фитинг/штуцер. |
| Постоянные мелкие подтёки после замены манжет | Перекос цилиндра, неправильный монтаж | Проверить и отрегулировать крепления; убедиться в соосности и отсутствии перекосов. |
| Масло выбивает при работе под нагрузкой | Повышенное давление, неисправен предохранительный клапан | Проверить и отрегулировать давление, протестировать/заменить предохранительный клапан. |
| Масло тёмное, с примесями | Загрязнение системы, износ фильтров | Заменить масло и фильтры, промыть систему, проверить состояние маслопроводов и фильтров. |
Уплотнения
Типы уплотнений КМУ:
- кольца круглого сечения - надежно уплотняют неподвижные элементы;
- манжеты в штоке и поршнях - уплотняют подвижный шток;
- шевронные уплотнения - используются для штоков и поршней.
Раньше материалом для манжет была кожа «чепрак хромовый» и «чепрак шорно-седельный» Сейчас уплотнения делают из маслостойкой резины, композитных материалов или синтетических пластиков.
Как устранить течь гидроцилиндра по штоку
Устранение неисправности гидроцилиндра сводится к разборке, диагностике и замене необходимых деталей.
При замене уплотнителей в гидравлических системах необходимо:
- Проверить уплотнения: их размеры, состояние поверхностей (не допускаются трещины, царапины, порезы, срезы рабочих поверхностей). Проверить посадочное место, устранить загрязнения, смазать перед сборкой детали и уплотнения консистентной смазкой.
- Для предохранения рабочих кромок, при установке через резьбу, шпоночные канавки, отверстия, шлицы, применяют монтажные втулки и оправки. Манжеты запрессовывают равномерным нажатием по всему торцу.
- Резиновые манжеты через 20 минут после сборки узла, снижают напряжение в резине на 14%. Через двое суток падение напряжения почти прекращается, упав на 25%. Поэтому узел уплотнения, в котором резина сжимается, протягивают повторно через 48 часов. Величина предварительной затяжки минимальная, достаточная для заполнения зазоров. Чрезмерная затяжка манжет уменьшает срок работы в результате повышенного трения и уменьшения усилия, передаваемого штоку.
- Произвести проверку уплотнения штоков: не пропускают ли они масло при работе цилиндра на полном рабочем давлении. Утечки измеряют в трех положениях, двух крайних и среднем с упором. Возможен вынос штоком тонкой масляной пленки, утечка масла при этом должна быть менее 0,5см3 за 50 двойных ходов при длине штока 0,5 м.
После ремонта контролируют:
- отсутствие течи в уплотнении штока и в других узлах;
- плавность перемещения штока - без заеданий, ударов посторонних звуков, вибрации.
Проверка производится холостыми движениями, под полной нагрузкой.
✅ Чек-лист: Ликвидация течи цилиндра КМУ
Пошаговая инструкция для оператора или ремонтника — безопасно локализовать и устранить течь гидроцилиндра.
-
Подготовка
-
Диагностика
-
Временные меры (если нужно доехать до сервиса)
-
Ремонт
-
Финальная проверка
Правила хранения запасных уплотняющих частей
Запасные части и манжеты, хранят по правилам с ГОСТа. Резиновые уплотнители нужно хранить в упаковке. Температурный режим - от 0 до +25 гр С при относительной влажности 50-60%. На упаковке важно сохранить дату производства.
Важно защитить уплотнения от действия прямых солнечных лучей. В складском помещении, где храниться уплотнения нельзя хранить: химические растворители, агрессивные вещества (кислоты и щелочи), смазочные материалы и другие вещества, разрушающие материал уплотнителей.
Рекомендации по предотвращению течи гидроцилиндра на кран-манипуляторе
Проводите ежедневный осмотр, предусмотренный инструкцией по эксплуатации кран-манипулятора соответствующей марки. Он помогает вовремя выявить утечку масла. Если обнаружена течь масла по штоку, необходимо найти причину и незамедлительно ее устранить. Это уменьшит последствия и сократит цену ремонта.
Следите за очисткой штока от загрязнений и предотвращением механических воздействий. Если шток поврежден, нужно прекратить работу.
Если в гидроцилиндре установлены резиновые уплотнители, их нужно менять не реже, чем раз в пять лет. Это защитит от внезапной течи.
По инструкции (обычно раз в смену) необходимо смазывать (шприцевать) шарниры гидроцилиндров.
Не допускайте перегрева рабочей жидкости.
Меняйте рабочую жидкость и фильтры. Частая ошибка - заливка рабочей жидкости (гидравлического масла), которая не соответствует оборудованию. Используйте только марки рабочих жидкостей, рекомендованных производителем и отвечающих сезону работы.
При хранении и перемещении крана обеспечивайте разгруженное положение силовых элементов
Во время работы не превышайте предельную нагрузку (грузоподъёмность), избегайте ударов, оберегайте шток от попадания грязи (песка земли и т.д.)
В холодный сезон прогревайте систему, а непосредственно перед работой сделайте несколько холостых ходов силовыми элементами.
Если же вы все-таки выявили течь гидроцилиндра и определили причину поломки, компания ООО "КранАвтоЗапчасть" готова предоставить все детали для ремонта кран-манипуляторных установок Soosan, Unic, Todano, Kanglim, Hiab и Dong Yang, в том числе манжеты, уплотнения, резиновые кольца и другие запчасти КМУ, а также новые гидроцилиндры в сборе.
Редакция статьи от 28.09.2025 г.
Больше информации про КМУ можно почитать в статьях Блога:
- Замена масла в гидравлической системе КМУ
- Замена манжет гидроцилиндра: почему и когда требуется замена манжет
- Гидравлические уплотнения: особенности эксплуатации и признаки износа