Что такое коробка отбора мощности
Коробка отбора мощности, сокращенно именуемая КОМ, при включении передает крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам спецтехники. При этом генерируемая ДВС энергия может поступать на рабочие части как от конструктивных элементов устройства, так и посредством привода. В качестве последнего чаще всего используется карданный вал, ременная передача или гидронасос.
В отличие от коробки переключения передач, опосредованно приводящей в движение ведущие колеса транспортного средства, КОМ не относится к агрегатам трансмиссии. Таким образом, она не влияет на скоростные и динамические характеристики автомобиля. Назначение коробки отбора мощности заключается в обеспечении выполнения спецтехникой своих функциональных задач.
Устройство и принцип работы КОМ
Отечественная спецтехника, в основе которой используются шасси КамАЗ или МАЗ, оснащается коробками отбора мощности, представляющими из себя редуктор или агрегатами безредукторного типа. Особенность первых заключается в креплении к боковому люку коробки передач и наличии минимум двух шестерен. Одна из них входит в зацепление с блоком шестерен КПП, а вторая расположена на валу, к которому крепится выходной элемент КОМ.
Безредукторные варианты, как, например, у КамАЗ-4310, монтируются заодно с раздаточной коробкой. Их основным элементом служит вал, который посредством вилки и каретки при включении входит в зацепление с первичным валом РК. Для этого на контактирующих частях валов предусмотрены специальные шлицы. На противоположном конце вал КОМ имеет фланец для передачи вращательного движения приводу навесного оборудования.
Чтобы понять, как работает коробка отбора мощности, достаточно знать принцип работы КПП. Только последняя воспринимает крутящий момент от карданного вала двигателя и передает его дальше другим агрегатам трансмиссии. Тогда как КОМ передает исполнительным механизмам дополнительного оборудования энергию, полученную от шестерен самой коробки передач или первичного вала раздатки.
Виды коробок отбора мощности
КОМ, которыми комплектуется спецтехника, в том числе на базе автомобилей КамАЗ и МАЗ, отличаются конструкцией и местом установки. Обычно механизм монтируется на КПП (боковой или торцовой ее части), либо на раздаточной коробке. На одной машине допускается установка до 3-х узлов, отвечающих за работу дополнительного оборудования.
На спецтехнике нашли применение КОМ зависимого или независимого типа. Первые интегрированы в механические коробки передач и не предназначены для работы при движении транспортного средства. Одним из примеров их использования является самосвальная техника. Устройства приводятся в рабочее состояние только при выключенном сцеплении. Отличаются надежной конструкцией, продолжительным ресурсом работы и небольшой массой. Просты в техническом обслуживании и ремонте, а невозможность самопроизвольного включения на ходу гарантирует их безопасную эксплуатацию.
Независимый тип КОМ сочетается как с механической, так и с автоматической трансмиссией. Главное отличие устройства состоит в том, что оно позволяет задействовать допоборудование во время движения автомобиля при переключении передач КПП. Примером служит техника, задействованная на уборке и обслуживании дорожной инфраструктуры или автомобили-«бетономешалки».
Чем еще различаются КОМ
В зависимости от конструкции коробки отбора мощности имеют между собой следующие различия:
- Наличие или отсутствие реверса. Наличие этой функции обеспечивает, например, вращение кабины автокрана по и против часовой стрелки. Для КОМ, отвечающей за включение/отключение насоса, достаточно более простого безреверсивного исполнения.
- Количество и расположение валов относительно друг друга.
- Число ступеней, поддерживающих определенные режимы работы.
Еще одной характеристикой механизма служит значение передаточного числа, влияющего на изменение угловых скоростей. Наконец, коробки отбора мощности отличаются способом управления. Оно может осуществляться механическим, электропневматическим, гидравлическим приводом или посредством бортового компьютера.
Основные поломки и неисправности
Как у всех механизмов, работающих под нагрузкой, у коробок отбора мощности в процессе эксплуатации периодически выявляются неисправности различного происхождения. Одним из проявлений нарушения работы является повышенный шум, создаваемый агрегатом. Причиной обычно выступает увеличение зазоров в зацеплении зубьев шестерен КОМ и коробки передач. Привести к этому способны износ металлических деталей либо неправильно подобранная толщина прокладки в месте соединения механизмов.
Неверно подобранная прокладки или недостаточная протяжка резьбовых соединений могут вызвать вибрацию, которая грозит поломками элементов КОМ. Ещё одной причиной появления посторонних шумов, вибраций или некорректного включения устройства станет износ или разрушение подшипников.
Если ком не включается, а все попытки сопровождаются металлическим скрежетом, возможны несколько вариантов:
- повреждение зубьев шестерен;
- заедание шестерни на валу;
- погнута вилка переключения.
Виновником возникшей неисправности может послужить и разрегулированное сцепление, не выключающееся до конца.
Коробка отбора мощности может не только не включаться, но и не выключаться. Поводом так же может стать заедание промежуточной шестерни или поломка пружины пневматической камеры у изделий с соответствующим приводом. К течи масла из агрегата приводят ослабление креплений или износ прокладок и сальников в местах соединения деталей.
Требования к КОМ
Устанавливаемые на спецтехнике коробки отбора мощности работают под большими нагрузками, поэтому к ним предъявляются жесткие эксплуатационные требования:
- соответствие рабочих характеристикам потребностям установленного дополнительного оборудования;
- продолжительный гарантийный срок службы и повышенный ресурс;
- переключения должны осуществляться без особенных усилий;
- отсутствие шума при работе под разным уровнем нагрузки;
- устойчивость к перегреву при продолжительном включении;
- незначительный вес и компактность.
Необходимо, чтобы работа КОМ не сказывалась на техническом состоянии КПП и других элементов трансмиссии. В числе других требований – совместимость масла в агрегате и остальных узлах.
Заключение
Таким образом, коробки отбора мощности не влияют на скорость, маневренность или проходимость автомобиля. Но без них спецтехника утрачивает свое прямое предназначение. Именно КОМ приводит в действие все дополнительное оборудование. Поэтому от качества, характеристик и состояния этих агрегатов зависит эффективность и производительность парка вашей техники. Диагностика и своевременное обслуживание механизма продлят и его ресурс, и эксплуатационные возможности работающих совместно с ним узлов.
Если вам нужна коробка отбора мощности, то рекомендуем выбрать и приобрести её с помощью сайта компании «КранАвтоЗапчасть». У нас собраны запасные части для самых популярных моделей КМУ и другой спецтехники. Прямые связи с заводами-изготовителями гарантируют нашим клиентам высокое качество представленных в каталоге товаров и нормальные цены, лишенные посреднических накруток.
У нас можно заказать:
Вал коробки отбора мощности Tadano Z220 | |
Трос КОМ Tadano Z250 | |
Вал коробки отбора мощности Tadano Z300 |
а также другие запчасти.