Поставка запчастей для кран-манипуляторов
Наш телефон:
График работы:
с 9:00 до 18:00

Телескопическая стрела крана-манипулятора: устройство и принцип работы

Главная \ Полезные статьи \ Телескопическая стрела крана-манипулятора: устройство и принцип работы
Телескопическая стрела крана-манипулятора: устройство и принцип работы

Стрела крана является ведущим рабочим механизмом, с помощью которого осуществляет подъем, перемещение и погрузка грузов. Конструкционные характеристики механизма (форма профиля, длина вылета и т.д.) определяют его эксплуатационные возможности и грузоподъемные параметры.

Конструкции стрел кранов

Среди стреловых конструкций выделяют решетчатые и телескопические.

Ранние модели автокранов имели решетчато-каркасную конструкцию. Она характеризуется сравнительно небольшим весом и простотой изготовления, но из-за прогибов при работе с большими грузами не обеспечивает достаточной прочности стреле. Поэтому на современных КМУ используются телескопические конструкции с коробчатым сечением, где вложенные друг в друга рабочие элементы стрелы смещаются относительно друг друга с помощью гидравлики. Такая структура менее подвержена прогибам, а кроме того:

  • компактна и маневренна;
  • мощная, с хорошими показателями грузоподъемности;
  • плавная в движении, обеспечивает стабильность положения груза;
  • точна при перемещении грузов;
  • универсальна в применении, поскольку используется не только на КМУ, но и других видах спецтехники.

Телескопическая структура механизма позволяет охватить обширную рабочую зону, ограниченную только длиной рабочей части. Благодаря механизму выдвижения стрелы крана меняется длина вылета, что, соответственно, позволяет легко изменять грузоподъемность КМУ.

Виды форм профиля

Существует несколько основных форм профилей телескопирования:

  1. Четырехугольная форма. Самый простая и распространенная. В сечении представляет собой квадрат или прямоугольник. Увы.. Не рассчитана на предельные нагрузки.
  2. Трапециевидная форма в сечении имеют широкую верхнюю часть, сужающуюся к низу, или наоборот - расширяющаяся в нижней части. В отличие от четырехугольной, обеспечивает большую жесткость при одинаковом весе.
  3. Многогранный профиль. Имеет 4, 6, 8 граней. Большее количество граней обеспечивает большую прочность и жесткость профилю. Изо всех видов многогранников наибольшее распространение получили конструкции с гексагональным сечением.
  4. Овоидная форма является наиболее прогрессивной конструкцией. В сечении представляет собой прямоугольник с округленными гранями в верхней части и в форме полуэллипса в нижней. Такая конфигурация позволила добиться наилучших показателей стабильности положения стрелы при боковых нагрузках, жесткости конструкции и противодействия к скручиванию.

Сечение секций телескопирования определяет наличие конкретных характеристик, необходимых для выполнения требуемых от крана задач. Чем сложнее профиль, тем прочнее (но и дороже!) “телескоп” стрелы крана. Для решения задач перемещения и монтажа обычных грузов производят краны-манипуляторы небольшой грузоподъемности с прямоугольным или трапециевидным сечением. Но конструируя КМУ для эксплуатации при больших нагрузках, производители задействуют овоидные или многогранные сечения короба.

Устройство телескопической стрелы

Стрела КМУ в сложенном состоянии
  1. Выдвижные секции. Являются основными деталями механизма телескопирования. Благодаря их выдвижению меняется длина рабочей зоны. От их количества и сечения зависят показатели грузоподъемности. Например, на КМУ с грузоподъемностью до 10 тонн, как правило, установлено 2-хсекционную телескопическую стрелу, а с повышением грузоподъемности количество секций увеличивается до 3-х, 4-х и более.
  2. Пластины скольжения, или “скользуны”, которые устанавливаются между элементами системы телескопирования. Способствуют  уменьшению трения и обеспечивают плавность хода секторов выдвижения.
  3. Механизм подъема. Предназначен для перемещения стрелы в вертикальной плоскости. Основным функциональным элементом является гидроцилиндр подъема стрелы. За поворот в горизонтальной плоскости отвечает поворотная конструкция.
  4. Механизм выдвижения. Функционирует благодаря работе гидравлических цилиндров и полиспастов, которые осуществляют телескопирование секций.
  5. Грузоподъемный механизм - грузовая лебедка для подъема/опускания и лебедочный барабан, на который происходит наматывание грузового троса. В целях безопасности крановой установки механизм в обязательном порядке оснащается ограничителем грузоподъемности. Задачей ограничителя является остановка привода вылета стрелы и подъема груза в момент, когда вес поднимаемого груза превышает максимально допустимый показатель.
  6. Грузозахватное устройство - это гак или, как его еще называют, крюк, которым производится захват груза. Для погрузки сыпучих материалов, перевалки крупнофракционного сырья или захвата деревьев при пересадке в качестве грузозахватного устройства  используется грейфер.

Технические характеристики

Эксплуатационные возможности КМУ напрямую зависят от характеристик стреловой конструкции. Это стоит учитывать при выборе конкретной модели. Рассмотрим основные технические характеристики.

Грузоподъемность

Определяется максимальной массой поднимаемого груза при сохранении устойчивости машины. Важно помнить, что указанная максимальная грузоподъемность возможно только с минимальным вылетом.

Длина

Эта характеристика определяет наибольшую и наименьшую длину, на которую способна выдвинуться телескопическая часть стрелы. Измеряется от центра конструкции до борта автомобиля или до центра тяжести поднимаемого груза. Длина напрямую влияет на грузоподъемность.

Угол движения

Определяется наибольшим углом, который может достичь стрела в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Вылет

Это расстояние от оси вращения крановой установки до линии, проходящей через центр массы поднимаемого груза.

Высота подъема гака

Максимально возможная высота подъема крюка над уровнем земли при заданном вылете. Измеряется от крайней нижней точки положения крана до центра зева гака (в верхнем рабочем положении). Многие КМУ сегодня имеют специальный ограничитель высоты подъема крюка/гака, который сигнализирует о достижении максимально допустимого значения высоты.

Скорость посадки груза

Это наименьшая скорость опускания груза максимально допустимого веса из крайнего верхнего положения крана в крайнюю нижнюю точку

Время модификации/изменения вылета

Эта характеристика показывает, сколько времени потребуется стреле для возвращения из максимально выдвинутого положения к минимальной величине вылета.

Как зависит грузоподъемность манипулятора от длины стрелы

Вылет стрелы Грузоподъемность манипулятора напрямую зависят от длины вылета. Чем она длиннее – тем большие силы действуют на точку крепления (по принципу рычага) и тем менее устойчива платформа. Чем меньше вылет – тем больший груз она может поднять.

К примеру, стрела с длиной вылета в 3,5 метра может поднять груз в 2500 кг. В то же время увеличение длины вылета до 11 метров позволит манипулятору поднять лишь 350 кг.

Именно поэтому максимальная грузоподъемность конструкции рассчитывается при минимальной длине стрелы.

Распространенные поломки

Стрела может выйти из строя из-за неполадок, возникающих по причине амортизационного старения, неправильной наладки или нарушения правил эксплуатации.

Проявление поломок:

  1. Телескопический механизм не работает, подвижная часть ограничена в движении.
  2. Посторонние звуки, скрежет и рывки во время выдвижения элементов стреловой конструкции.
  3. Нарушена геометрия основных элементов.
  4. Трещины, ржавчина на элементах конструкции.

Достаточно часто система выходят из строя по причине излишнего перегруза. Для упреждения поломок следует эксплуатировать механизм в рассчитанных для него производителем параметрах. При обнаружении или подозрении на неполадки следует немедленно обратиться к специалисту-ремонтнику.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Телескопические стрелы КМУ нуждаются в регулярном осмотре и смазке элементов скольжения. При недостаточном количестве смазочного материала все составляющие стрелочной конструкции будут испытывать повышенное трение и преждевременно изнашиваться.

Крайне важно также контролировать работу гидравлики и износ манжет гидроцилиндров. Своевременный осмотр и замена гидравлических уплотнителей продлит время эксплуатации узлов и элементов механизма телескопирования.

Во время эксплуатации крана-манипулятора стоит помнить о том, что при изменении вылета меняется грузоподъемность и баланс платформы.

Важно избегать резких горизонтальных нагрузок – конструкция не рассчитана на них.

Заключение

КМУ сегодня с успехом задействуются в не только для погрузочных и разгрузочных работ, но и для перевозки, а подчас, и для отдельных монтажных процессов. Современные механизмы телескопических стрел обеспечивают плавность движений и маневренность кран-манипуляторных установок, что крайне важно для стабильного рабочего  положения и точности перемещения грузов.

При регулярном уходе и соблюдении правил эксплуатации телескопический КМУ способен значительно увеличить эффективность своего использования и потраченных капиталовложений.

По интересующим вопросам относительно работы системы выдвижения стрелы или ее ремонта обращайтесь к специалистам компании “КранАвтоЗапчасть”, заказав обратный звонок или написав нам в чате.

Остались вопросы? Свяжитесь с нами!

Просто оставьте Ваши данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Телефон:
Адрес:
г. Пермь, ул. Дружбы, дом 34, литер Б, офис 37
Телефон: